Режиссер Смирнов снял фильм
о Родине
Создатель «Белорусского вокзала» называет новую картину главной работой
своей жизни
На закрытии кинофестиваля в Выборге состоялась долгожданная премьера
картины Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».
Таких масштабных фильмов на эту тему в России не снимали давно, если
снимали вообще. И потому что дорого — проект Андрея Смирнова стоит $6
млн, и потому, что режиссеров, способных говорить на тему уничтожения
русского крестьянства в Гражданскую войну, практически не осталось.
Возможно, поэтому, когда смотришь фильм Смирнова, не покидает ощущение,
что он выходит за пределы кинематографа, занимая территорию литературы.
И смотреть его надо, как читают толстые романы классиков. Как «Красное
колесо» Солженицына — долго и мучительно. С ним нужно жить, его надо
пересматривать снова и снова. И через не могу, и через не хочу.
Фильм Андрея Смирнова родом оттуда, из русской литературы. И вопросы,
которые он ставит, все те же — проклятые. Действие картины
разворачивается в Тамбовской губернии с 1909 по 1921 год. В центре
сюжета — судьба простой русской бабы Варвары (Дарья Екамасова), которую
«не спросимши» выдали замуж — как мешок зерна купили. Ее насилует сперва
муж, потом — всякий, кому не лень. Потому что не человек. Потом война,
революция, Гражданская война, зверства продотрядов, Антоновское
восстание заморенных голодом крестьян и его жестокое подавление. Между
этим — годы выживания, грязь, насилие, двое детей неизвестно от кого.
Среди расстрелянных участников восстания — Давид Лукич (Алексей
Серебряков), единственный, которого Варвара полюбила.
Картина Андрея Смирнова сделана в пику любой идеологии — и той, где
революция была рабоче-крестьянской, и любой другой, где дореволюционное
прошлое России выглядит утраченным раем. По версии Смирнова, ген
самоистребления заложен в нас самих, он как бомба замедленного действия.
И наш русский апокалипсис случился в 1917 году. Не могло его не
случиться. И если 1917-й — это конец, кто скажет, где начало.
Палитра Смирнова не знает светлых тонов, его фильм беспросветен. Русские
крестьяне пьют как скоты, живут как скоты и как скоты умирают. Свои
грабят и расстреливают своих же. И нет на земле народа страшнее, чем
русский, и не любит нас Бог. В финале очистительный ливень смывает все
грехи — легенда о граде Китеже становится парафразом вселенского потопа.
И если фильм Смирнова и пытается что-то объяснить, так только то, что
было, есть и будет. И умом не понять, и деньгами не исправить.
Национальный характер, генная структура. Но при этом «Жила-была одна
баба» остается фильмом русским, пуповиной связанным с классической
русской литературой. И честен он, как русская литература, как бунинская
«Деревня». И не дает человеку шанса на человеческое, как не дают его
великие русские писатели. Плакать здесь не над кем — можно только
оплакивать. Людей нет, и нет идей, и идти больше некуда. А то
человеческое, что проскальзывает, — впроброс и дальше.
Впрочем, каждый волен поместить эту историю в исторический контекст, где
кроме ужасов самоуничтожения великого народа будут великие победы и
достижения. Но в фильме этого нет: Андрей Смирнов не видит света. Это
слишком русский фильм. Кроваво-красное на черном — без любви, надежды и
жалости.
Газета «Известия», 16.08.2011
Андрей Щиголев
|